ㅤМышление западное и мышление племенное, архаическое, видится двумя параллельными путями развития психики. Как мы видим выше из примеров, с похожими структурирующими фантазмами или табу, однако разными образами и подходами для организации жизни. В одном случае, направленными на организацию внутри, в другом — вовне, в племенной структуре, зачастую воспринимающейся как продолжение самого индивида.
ㅤВ клинической практике мы зачастую сталкиваемся со следующими вопросами, наследниками процесса прохождения Эдипа:
ㅤ· вопросы идентификации и самоопределения;
ㅤ· границы личного: что есть семья, наследие, род, где место отдельного индивида;
ㅤ· вопросы определения своего пути индивидом;
ㅤ· чувство вины от выхода из своей семьи, ощущение предательства рода.
ㅤВ интервью, приведённом ниже, раскрывается, как носитель племенной культуры, недавно переехавший жить в город, рассуждает о те же самых вопросах и решает те же задачи своего развития, но несколько иными способами, продиктованными ему его архаическим наследием.
ㅤИшуа родился в одной из деревень племени хамер в долине реки Омо, на юго-западе Эфиопии. Год его рождения не известен: у племён Эфиопии не принято запоминать даты и отмечать годовщины. Я спрашиваю у него, почему они не придают значения датам, Ишуа задумывается и говорит: «Важно только то, что происходит сейчас, а не происходило какое‑то время раньше».
ㅤ«Словно жизнь для вас — прямая линия, а не спираль?» - предполагаю я.
ㅤ«Лучше я бы и не сказал, - улыбается он в ответ, - Я бы очень хотел научиться когда‑нибудь формулировать так образно свои мысли».
ㅤОтец Ишуа родился в одной из деревень племени хамер, завёл там семью, родил троих детей. Его жена из другой деревни и другого племени, предками которого считаются змеи. Ишуа рассказывает, что в племени матери змей особо чтят, приносят к ним новорождённых детей: если те приползут к ребёнку, значит, они его приняли и ребёнок может оставаться в племени, если нет — над ребёнком нужно проводить особый ритуал очищения. Безусловно, змей не убивают и не едят, если змея нападает на человека, что это считается волей предка и наказанием от него за что‑то. Попытаться убежать от змеи, чтобы спастись — значит попытаться избежать воли свыше, а это запрещено.
ㅤПосле того, как родители поженились, мать больше не навещала свою семью, разве что встречалась с кем‑то на рыночных днях, которые проводятся раз в неделю для всех соседних племён. Считается, что после замужества женщина — часть семьи мужа и часть его рода. Однако никто не запрещает ей уходить навестить своих родственников и прийти на особые мероприятия вроде свадьбы или похорон. Другое дело, что времени на это часто не хватает. Роль женщины в хамер — в первую очередь, роль матери. Она чтится за способность давать жизнь. Но считается, что именно отец передаёт ребёнку принадлежность к племени и что только мужчина — хранитель традиций и наследия. Поэтому все обряды проходят на земле отца и вопрос инициации (Ишуа расшифровывает это как «обручение с духами предков») особенно важен: если предки приняли, значит, род не прервётся и наследие передастся в ещё одно поколение, к старшему сыну.
ㅤВыйти из племени изначально решил отец. Ишуа объясняет это тем, что он увидел, что за сельхоз продукцию, производимую каждой семьёй, в городе платят гораздо больше, чем если продавать её через старейших племени, и поэтому решил уехать. К сожалению, вопрос, как вообще могла зародиться идея покинуть племя у человека, чьи предки всегда жили в таком укладе, так и не был прояснён. Интересно отметить, что Ишуа рассказывает, как сильно его в детстве пугали городские жители: «Я видел их — они иначе одеты, у них светлее кожа, и очень боялся. Они — другие, а другие всегда причиняют вред, - говорит он в самом начале интервью. — У нас есть особое слово, обозначающего такого другого - gal. Им мы называли и мессионеров. Gal - это поработитель, который хочет лишить тебя наследия, сделать таким, как он сам».
ㅤ«Но как же твой отец решился переехать к этим другим и стать одними из них?» - уточняю я.
ㅤ«Не знаю, что‑то им двигало. Может быть, наш предок», - чуть задумавшись, говорит Ишуа.
ㅤИшуа — анимист. Он сразу говорит, что хотя его отец и принял христианство, сам он новую веру не разделяет. Религия предков — это то, что помогает ему хоть как‑то сохранить с ними связь. Да и он не видит глубины в христианстве. Это звучит парадоксально для жителя города в Эфиопии, где христианство занимает огромную роль в укладе и подавляющее большинство граждан исповедуют именно эту религию. Но Ишуа рассказывает, что ему невозможно поверить, что есть рай и ад: «Что это за устройство мира, когда нужно ждать чего‑то в будущем, чтобы наслаждаться бытием, когда есть какие‑то особые места для одних и для других после смерти, если мы проходим жизнь вместе».
ㅤОтец Ишуа готовился к переезду в город несколько лет: он ездил налаживать связи, выбирать жильё. Когда все было готово, он уехал туда со старшим сыном. Мать и два других ребёнка — Ишуа и его младший брат — остались в деревне. Мать с отцом развелись: в племени нет официального развода, достаточно просто разъехаться. И через пару месяцев мать ушла в другую деревню, оставив детей. Это обычная практика в племенах, где роль отца и матери важны скорее с ритуальной стороны, чем в обычной жизни. Дети растут все вместе, их воспитывает племя, ритуальная семья и вождь.
ㅤ«У меня нет особой привязанности к отцу или матери. С отцом я общаюсь, я переехал к нему в город с младшим братом, спустя пару лет. Мы периодически встречаемся, я знаком с его новой семьёй, но мы не близки. Я благодарен ему, что он помог переехать в город, но я не могу сказать, что как‑то с ним связан. Даже если бы мы остались в племени, я бы не был его наследником: я не старший сын. И я не доволен тем, что отец принял христианство и полностью отказался от своих корней. Христианство мне вообще не нравится: люди, исповедующие его, многого нас лишили. Они строят школы, постепенно выводят людей из племён, вмешиваются в наш уклад. А вот отец считает иначе, он принял христианство как раз потому, что в восторге от западной культуры, городов, и считает, что должен разделять религию людей, которые так многого добились. Я с ним не согласен. И не могу понять, как он мог согласиться начать считать, что бог когда‑то приходил на землю, потом покидал её, что есть странные места вроде рая и ада. Ведь мир для всех един: и для живых, и для духов. И бесконечен. Вообще я долго пытался понять христианство и то, чему оно учит, и чем больше его изучал, тем меньше оно мне нравилось».
ㅤЯ спрашиваю Ишуа, есть ли у его верования понимание, откуда произошли люди и как вообще начался мир.
ㅤ«Есть перводуша, мы называем её barjo, от которой произошли все души. Они её части и отчасти управляются ею».
ㅤЯ уточняю, не кажется ли ему это похожим на христианство с единым богом.
ㅤ«Нет. У нас души никуда не уходят и все вокруг одушевлено: и природа, и животные, и люди. И все взаимосвязано. Смерти в принципе нет».
ㅤПо словам Ишуа, важно то, что происходит здесь и сейчас. Нет понятия расплаты за грехи предка или свои грехи прошлого: ты делаешь что‑то, и твоя жизнь и мир вокруг тут же от этого меняется.
ㅤПосле моих объяснений с точки зрения психоанализа насчёт роли отца, его фигуры в жизни человека, его примера и попыток с ним идентифицироваться, Ишуа надолго задумывается. Он признается, что это звучит для него непросто, но потом говорит, что отцом для него, скорее, является вождь. Он многому его научил, принимал участие в его жизни, когда мать ушла из деревни, помогал им с братом перебраться в город. Вождь вообще играет главную роль в жизни не только племени в целом, но и каждого мальчика и мужчины: он разрешает споры, устанавливает правила жизни, разрешает или запрещает жениться. К нему приходят за советом.
ㅤ«А были ли в твоей жизни люди, которые послужили для тебя примером, которые вдохновляли на какие‑то поступки, на которых хотелось быть похожим?» - уточняю я.
ㅤ«Когда я переехал в город, да, такие появлялись. Например, мой учитель в школе или мужчина, у которого я подрабатывал по началу. Наверно можно сказать, что я на них хотел быть похож. Но если бы я остался жить в деревне, то было бы иначе: там нет вообще такого, чтобы хотеть на кого‑то походить. Разве что на героя из легенды или воина, который, например, убил крупное животное. Но это не так, чтобы такие люди тебя вдохновляли на что‑то, ты просто удивляешься им и все. Хотеть быть на кого‑то похожим, когда вырастешь — это то, что бывает в городе. В племени у всех нас очень понятный путь, предначертанный всем. Он почти один и тот же: быть достойным членом племени, защищать его, рожать детей и хранить наследие».
ㅤ«Что такое наследие?» - уточняю я.
ㅤ«Это земля предков и традиции. Сейчас вопрос традиций становится особо острым: с появление школ все труднее сохранять уклад, веру, память. Так что очень важно, чтобы сохранялось то, что было у наших предков. Например, сейчас уже никто не может рассказать, как высчитываются дни особых праздников деревни. Я пытаюсь этот вопрос исследовать, но очень трудно найти кого‑то, кто мог бы объяснить, потому что многое просто воспринимается как „так должно быть”»«
ㅤЯ спрашиваю Ишуа, как он создал свою семью и есть ли у него какие‑то традиции, общается ли он с другими родственниками, оставшимися в деревне.
ㅤ«Я встретил девушку в городе, мы поженились, у нас родились дети, но потом мы развелись. Она нашла другого и ушла, дети остались при мне. Я хорошо помню своё детство и как мне было остаться одному, поэтому детей не отдал. Хочется их вырастить в своей вере и научить хоть немного традициям хамер. Для меня это важно, я пытаюсь исследовать и собирать по крупицам. Когда переехал в город ребёнком, я не знал, как буду здесь, меня пугали городские жители. Но я точно знал, что не хочу быть как отец, хочу вернуться в деревню. Когда я вырос, вернуться уже не удалось: у меня нет в деревне семьи и меня там никто не ждёт. У нас считается: ты член общины, если приносишь пользу, если нет — то и тебя нет. Я могу приезжать туда и приезжаю, часто с туристами, но я сам стал туристом. Хотя чувствую, что корни мои именно там. Я не могу вернуться, но делаю все, чтобы помогать тем, кто остался там: с кем‑то я теперь работаю, кого‑то могу отвезти в больницу. Но сильно принимать участие мне не дают».
ㅤИшуа явно грустит, когда говорит о деревне. В процессе интервью он часто говорит, что многое в городской жизни ему не ясно: от религии до некоторых тонкостей взаимоотношений, например, когда его партнёр по бизнесу, занимающийся организацией аренды джипов для туристов, обманывает его в части гонорара за очередную экспедицию.
ㅤ«Понимаешь, в мире все взаимосвязано: и наши предки, и мы сами, и духи всего, что нас окружает. Нужно быть аккуратным и не нарушать равновесие плохими поступками, потому что все возвращается. И я не могу понять, как так человек может хотеть обмануть другого. Это же видно, за это же его покарают. Разве что‑то стоит того?».
ㅤЯ спрашиваю Ишуа о его матери, но он сухо говорит, что не видел её с тех пор, как она покинула деревню, и не знает, где она теперь. Она так же пропала для всех, когда покинула общину. Словно умерла. Как и он, отчасти, но только он все ещё пытается сохранить связь.
ㅤМы начинаем говорить о мечтах. Есть ли они у него, есть ли планы на будущее.
ㅤ«По сути я остался жителем племени, поэтому планы у меня не изменились: сохранить наследие. Пусть я не часть семьи, но я там родился и хочу всеми силами помочь сохранить традиции. Я много исследую, стараюсь вникать в суть обрядов. Думаю, в этом моя роль: помогать уже из города, помогать связать город и деревню».
ㅤО связи мы рассуждаем дальше. Можно ли её все ещё почувствовать с родом? Можно. Во снах.
ㅤ«Сны для нас играют очень важную роль. У нас нет такого, что вот приснилось то — значит это к тому‑то. Но мы сны помним и рассказываем их шаману, который занимается толкованием снов. Его выбирают представители ритуальной семьи. Каждый может прийти к шаману и рассказать свой сон, а он посоветуется с духами предков и скажет, к чему это снилось. Важно, что сны всегда снятся о судьбе семьи в целом, а не только меня. Как я понимаю, что надо пойти к шаману? Если у меня есть нехорошее ощущение, когда проснусь. Вождь племени видит сны за все племя. Так бывает, что он видит что‑то очень плохое и, посоветовавшись с шаманом, они совершают очистительный обряд: приносят в жертву козлёнка и его кровью окропляют границы деревни. Кровь помогает отогнать злых духов».
ㅤЯ прошу рассказать Ишуа какой‑нибудь свой сон. Он смеётся: никому сны рассказывать, кроме шамана, нельзя. Они обладают особой силой и секретным наполнением, которое я не понимаю, но которое, если понять, можно использовать против меня. Шаман обладает силой понимать, но он никогда не совершит зла, ему рассказывать безопасно.
ㅤБрать интервью у Ишуа очень легко, хотя мы и тратим время порой на уточнение формулировок. Он не скрывает свой восторг от интереса к его истории и его племени. Мы до сих пор продолжаем общаться в мессенджерах: Ишуа присылает то фото из экспедиций, то просто спрашивает, как дела. Он говорит, что если души встретились, то теперь они навсегда связаны.
ㅤИнтервью позволяет сделать следующие выводы о психическом Ишуа. Вопрос идентификации у него не стоит: хоть он и переехал в город, он чётко ощущает себя жителем племени и продолжает одного из представителя хамер. Его работа связана с племенем: он возит туристов в деревни и знакомит с местными обрядами и традициями, он исследует наследие и пытается добраться до сути ритуалов и преданий.
ㅤГраницы личного звучат довольно размыто: это слышно и из рассказа о главных целях (сохранить традиции племени), и из рассказа о снах, которые имеют коллективное, а не личное значение. Есть понятие семьи, но оно всегда употребляется как определение всей деревни. Роль отца и матери необычны: мать рассматривается как человек, давший жизнь, отец, как тот, чью землю и традиции наследует старший сын, для всех остальных детей отец — тот, кто даёт кров и кто благословляет на брак и инициацию. Родители не играют ведущую роль в воспитании ребёнка: его воспитывает община, ритуальная семья и вождь. По сути, границы личного в племени сильно размыты, это видно и по тому, что дома не являются каким‑то личным пространством, а скорее воспринимаются как уголок определённой семьи. Личное имущество почти отсутствует: есть разве что одежда, посуда и крыша над головой, которые очень легко могут обмениваться, отдаваться кому‑то из деревни. Главное, что наследуется — предки. И эта линия как раз передаётся по отцу. Он отвечает за сохранение памяти о предках, за то, чтобы прислушивались к их духам, чтобы соблюдались обряды „обручения“ с ними наследников. Таким образом нет понимания особого места каждого: все равны. Особняком в племени стоят только ритуальная семья (которая не выбирается, а также является наследным продолжателем пути предка), вождь и шаман. Последние два выбираются и могут быть переизбраны. И это интересно: словно фигура отца расщепляется на фигуру непререкаемую, хранящую закон и порядок (ритуальную семью), и фигуры, которых можно сместить и победить — вождя и шамана. Причём если первые — про преемственность и традиции, на которых стоит все племя со своего появления, вторые — про жизнь здесь и сейчас.
ㅤРоль материнского исполняет религия: нечто глобальное, поглощающее индивида и все вокруг, содержащее в себе все и вся, словно в утробе, означающее бесконечное и фатальное. При этом роль женщины в племени звучит как сосуд жизни, довольно загадочно и тихо. Женщина явно про что‑то магическое и потустороннее: она помогает своей кровью в ритуале „обручения с духами предков“, она пугает своей менструацией и свободой. Женщину в племени не ограничивают: она вольна уйти как это видно из истории матери Ишуа, но только одна, без детей. Она вольна разводится с мужем. Она не наследует и не передаёт по наследству, но при этом жизнь без неё невозможна. И здесь видно особое звучание страха женского.
ㅤВ истории Ишуа нет понятия предназначения или личного пути: все предопределено и ясно. Роль каждого — быть частью племени. И он чувствует себя так же частью хамер. Хотя и в новых декорациях, он продолжает сохранять традиции и пытаться уже на других уровнях, помогать племени продолжать жить.
ㅤТема вины у Ишуа звучит не прямо: ему не снятся тревожные сны, он не ощущает чего‑то, что мешает ему проживать свою жизнь вне племени, как часто бывает у наших пациентов. Возможно, во многом потому, что он все ещё живёт как член племени, хотя и в городе, и продолжает все тот же путь. Он часто бывает в своей деревне, много делает для неё. Самое важное — он выполняет роль носителя наследия и культуры, хотя она и не была официально возложена на него его отцом и духами предков. Но все же вина звучит косвенно: в тоске по семье-деревне, родственная связь с которой навсегда утеряна; в том, как отчаянно много он делает для племени, словно пытаясь компенсировать то, что он больше не их часть, но очень хочется ею стать снова.
ㅤВ приведённом кейсе мы видим как хорошо знакомые в клинической практике вопросы звучат с другого ракурса. Сепарация Ишуа словно не происходит: он не отделяется от семье психически, путь племени воспринимается им единственно возможным и желанным. И это не вызывает в нем протеста или страдания в отличие от часто звучащей невротической проблематики бунта и жажды сепарации.
ㅤАрхаическое у Ишуа так же звучит органично, как неотъемлимая часть: в виде матери-природы, матери-религии, это, то, что связывает его с родом, что помогает идти путь племени. И за что он держится, не желая отказываться от своей религии и корней. Архаическое для него — не позабытое наследие, а живая, в буквальном смысле близкая история его самого. И оно не пугает, а воспринимается неотъемлимой частью.
ㅤПоказательно отношение ко снам. Если в кабинете мы часто слышим пренебрежение к ним, невнимательность или непонимание их важности для человека, сны для Ишуа — неотъемлимая часть его жизни, они про связь со всем родом (всем бессознательным его предков). Жителю западной культуры такая связь с родом видится и невозможной, и удушающей, отделяющей его от его собственного пути.
ㅤВ начале интервью рождается метафора, что путь племенного жителя — прямая, а путь члена западного сообщества — спираль. И кажется, эта метафора о структурах психики: прямой, предопределённый путь архаики и кружащий вокруг разрешения Эдипого конфликта путь невротика.